Трансляция завершилась
МУЗЫКА.ONLINE.UA - группа Double Jack
 
06:04 06.11.2014
Іван Гонта опубликовал запись

ИТАЛИЯ. Милан. Сант-Эусторджо — часть 2. Капелла Портинари

016а-капелла Портинари

Как и обещал, теперь поведу вас в капеллу Портинари, где можно полюбоваться прекрасным мраморным саркофагом XIII века и не менее прекрасными фресками века XVго.


Капелла, напомню, находится за главным алтарем базилики Сант-Эусторджо. Если вы точно подгадаете свой приход к одной из воскресных месс, то получите возможность проникнуть в капеллу бесплатно. В прочее время вход сюда организован через музей, и придется на входе немного раскошелиться. Вы же, дорогие читатели, имеет возможность посетить капеллу совершенно даром, но с одним маленьким условием: вы должны смириться с тем, что все последующие фотографии, взятые из Вики, выполнены неким Джованни даль Орто, который на своей собственной странице охарактеризовал себя "gay and proud". Что поделаешь, у каждого свои недостатки, а в качестве фотографа он бесподобен.

Капелла была построена на деньги флорентийца Пиджелло Портинари (1421-1468), миланского представителя банка Медичи. Капелла должна была служить для погребения спонсора и членов его семьи, а освятили ее в честь святого Петра Мученика, чья глава хранилась в базилике (обращаю внимание, что изначально ни о каком помещении реликвии в капеллу речи не было). Строительство капеллы началось около 1460 и завершилось к 1468 году — времени смерти основателя. Капелла подозрительно похожа на Старую сакристию флорентийской церкви Сан-Лоренцо, так что традиционно считается, что автором проекта был кто-то из тосканских архитекторов.



Фрески Фоппы
В 1736 году реликварий с главой Петра мученика был перенесен из сакристии базилики в апсиду капеллы Портинари , а в 80х годах XIX века при реставрации реликварий был передвинут в центр капеллы, так что стал доступен для осмотра со всех сторон. Реликварий мы с вами еще осмотрим внимательно, а пока замечу, что он на сто лет старше капеллы (1336 год).

Естественно, наличие прекрасного реликвария здесь никогда не было тайной, а вот фрески капеллы были заново открыты в 1868 году. В 1871-1873 году их реставрировали, и тут-то выяснилось, что их автором скорее всего (а сейчас уже бесспорно) является большой мастер со смешной для русского слуха фамилией Винченцо Фоппа (ок.1430— ок. 1515). Сначала задерем голову вверх:
Концентрические окружности цветов радуги — это совсем не то, что вы подумали, а символ Божественного света, изливающегося на творение. Ниже под окошками в кругу танцуют ангелы. Что поделаешь: мы с вами погрузились в эпоху Возрождения, а тогдашние люди (и христиане, в том числе) умели радоваться жизни. Еще ниже в парусах изображены четыре латинских Отца Церкви, их вы и без Фоппы знаете. А теперь будет самое интересное: фрески на боковых стенах капеллы.

Но прежде всего пару слов о святом Петре Мученике (1206-1252). В данном ЖЖ мы как-то пренебрежительно доселе относились к доминиканским храмам и внимательно их не рассматривали. Единственным исключением была венецианская церковь Сан-Дзаниполо, но там я вынудил читателей рассматривать, в основном, гробницы. Как-нибудь мы наверстаем упущенное, а пока же напомню, что ни один доминиканский храм, пожалуй, не обойдется без изображений трех святых — Доминика (основателя ордена), Фомы Аквинского (знаменитого богослова, западного Учителя Церкви) и Петра Мученика. Прозвище, думаю, говорит само за себя: Петр был первым доминиканским мучеником. Он проповедовал в Северной Италии, где значительную часть населения составляли те, кого Церковь считала еретиками. Этой ереси господствующая Церковь присвоила несколько названий, самые известные из которых — катары и альбигойцы. Еще лет 10 назад я бы с удовольствием пересказал вам заблуждения этих еретиков, но с годами все яснее понимаю, что знаем мы о них очень мало, потому что информацию черпаем из архивов католических победителей. Поэтому клеймить я здесь никого не буду, но лишь сообщу, что Петр Мученик был убит 6 апреля 1252 года. Его убийца впоследствии раскаялся, и благодаря его рассказу мы неплохо преставляем сцену убийства. Петру был нанесен удар топором в голову, он упал на колени и перед смертью, омочив палец в собственной крови, написал на земле первые слова Символа веры: "Верую во единого Бога". Спутник Петра по имени Доминик пытался бежать, но был настигнут убийцей и смертельно ранен. Петр был погребен на кдбище близ Сант-Эусторджо (мы же помним, что кладбище здесь существовал с первых веков христианства?). Уже через год 9 марта 1253 года Петр был канонизирован, а его мощи эксгумированы. Я как-то не понял, где хранится их основная часть, а вот местонахождение главы известно с точностью до миллиметра — она здесь, в капелле Портинари, в уже упомянутом реликварии.sibeaster

После короткой справки поглядим на фрески.
1. Южная сторона:
1.1. Чудо с облаком
Петр проповедует на улице в жару. Слушатели возмущаются: жарко, мол. Тогда Петр взмахом руки призывает на небо тучку, она закрывает солнце, и уже в благословенной тени прповедь продолжается.
1.2. Разоблачение катарского идола
У катаров имелась чудотворная статуя Богородицы. Петр же был убежден, что у еретиков не может быть никаких истинных чудес, и статуя — это мерзкий идол. В доказательство своих слов он отслужил мессу на алтаре, возвигнутом перед статуей, и в момент вознесения Даров у "Богородицы" и "Младенца" внезапно выросли рога — в статуе обитали демоны.

2. Северная сторона.
2.1. Чудо исцеления отрезанной ноги.
Некий молодой человек повздорил с отцом и то ли ударил, то ли оскорбил его. В отчаянии от своего поступка юноша отсек себе стопу ноги (замечу в скобах: вот это сюжет!). Оказавшийся по счастью на месте Петр немедленно приставил отрезанную стопу к ноге, и та приросла на место.
2.2. Мученичество святого Петра.
Действующие лица легко узнаваемы.


...и реликварий работы Джованни ди Бальдуччо
Теперь от ярких фресок Фоппы перейдем к строгим готическим изображениям на реликварии. Вот теперь самое время напомнить, что реликварий исполнен в 1336 году, а автором его считается Джованни ди Бальдуччо. Вот этот реликварий поближе:
С точки зрения хронологии изображенных событий удобнее начать осмотр сзади.
3.1. Исцеление немого
3.2. Исцеление бесноватого (в путеводителе было политкорректнее: эпилептика)
3.3. Уже знакомая нам сцена: чудо с облаком
Теперь можно перейти на переднюю сторону
4.1. Явление св. Петра на море (схожая история, помнится, была у св. Николая Мирликийского)
4.2. Погребение св. Петра
4.3. Канонизация св. Петра Иннокентием IV (1253)

Ну и пару ласковых о некоем негодном понтифике

Доселе я старательно скрывал свои чувства по поводу изображенного, ибо негоже оскорблять религиозные чувства наших западных собратий. Но все же мой сицилийский патриотизм здесь прорвался: дорогие читатели, знайте, что Иннокентий IV был редкостной сволочью. Весь свой понтификат он посвятил не делам благочестия, а войне против Гогнештауфенов, возомнив себя вправе изгнать законных правителей из Сицилийского королевства. Это он, не слушая оправданий, отлучил от Церкви императора Фридриха II, это он сеял смуту в королевстве в правление Конрада и в начале регенства Манфреда, это он разжигал войну гвельфов и гибеллинов. Со мной согласны писания пророков мнения историков:

"Немногие папы были столь постоянны, столь неутомимы и столь отважны в сражении за дело папства, но и немногие были столь неразборчивы в средствах, столь вероломны и столь настойчивы в готовности использовать духовное оружие в суетных мирских целях. Иннокентий усмирял светских правителей, но его методы не делали чести ни ему, ни церкви, главой которой он являлся. Он был твердым и бесстрашным защитником папства, но папство заслуживало более благородного защитника" (Стивен Рансимен "Сицилийская вечерня")

"Плачущие родственники с гримасами окружали его (Иннокентия IV) смертное ложе, и он, обратясь к ним, воскликнул: "Чего вы плачете, жалкие люди? Разве я не довольно обогатил вас?". Английский хроникер рассказывает о видении, бывшем после смерти папы: один злой кардинал видел Христа, стоящего между Девой Марией и некоторой благородной женщиной, державшей в руках изображение церкви, между тем как коленопреклоненный Иннокентий молил о прощении своих грехов. Почтенная матрона предъявила ему три главных обвинения: он превратил церковь в рабыню, сделал из храма Божия меняльную лавку и поколебал основы церкви: веру, справедливость и истину. Спаситель сказал грешнику: иди и получи возмездие за твои дела; и так его увели прочь. Иннокентий IV, последний выдающийся средневековый папа из школы Иннокентия III, прославился своей победой над империей Гогенштауфенов. Бессовестный священник, лукаво игравший договорами, решительный партийный глава современного гвельфского направления, ни перед чем не отступавший, что было лично для него выгодно, он наполнил мир мятежами и междоусобными войнами и глубоко погрузил церковь в мирские дела, на которые он налагал печать святости. Всякий беспристрастный человек может лишь с отвращением смотреть на тогдашнее состояние церкви, которую Иннокентий превратил частью в постоянный военный лагерь, частью в дипломатический кабинет или в банкирскую контору; и это суждение лишь с трудом может быть смягчено ссылкой на характер того времени" (Фердинанд Грегоровиус "История города Рима в Средние века")

Если бы я умел пользоваться фотошопом, я бы без колебаний стер изображение этого недостойного архиерея с последней фотографии. Но поскольку руки у меня растут откуда-то из неправильного места, то я могу лишь огненным глаголом припечатать к позорной стенке Иннокентия, что и делаю, испытывая несказанное удовольствие. Прошу прощения, если ненароком оскорбил чьи-нибудь чувства, хотя кто любит Иннокентия IV, то нам не френд.
...   

Читать далее...

 
05:45 06.11.2014
Іван Гонта опубликовал запись

ИТАЛИЯ. Милан. Сан-Лоренцо-Маджоре — часть 2. Капелла Сант-Аквилино

031-Сан-Лоренцо-Маджоре

Вот и дошла очередь до еще одной маленькой миланской тайны — капеллы Сант-Аквилино, расположенной в церкви Сан-Лоренцо-Маджоре. Вход в капеллу, увы, платный, но внесенная символическая мзда позволит вам "провалиться" во времени на рубеж IV и V веков, когда христианство едва пробовало себя в качестве государственной религии, а римские императоры еще отражали все новые волны прибывавших варваров. Впереди были темные века, распад империи, моральное разложение Церкви, но об этом еще никто не подозревал. Напротив, все ожидали, что видимое торжество веры и принятие Христа империей означало приближающееся Его второе пришествие.

Большое вступление и один скелет в гробу

И вот в эти добрые старые времена было построено то здание, которое сейчас называется капеллой Сант-Аквилино. Нижеследующую фотографию вы уже видели в предыдущем очерке, здесь же она приведена для того, чтобы начать рассказ. Искомая капелла — это кирпичный восьмиугольник слева на фотографии, внешне сохранившийся почти нетронутым с тех давних пор. Единственное искажение — это пристроенная (в самом левом углу фото) апсида XVI века. Увы, вынужден сказать, что виновником этой пристройки является очень уважаемый и Католической церковью, и церковью Миланской, и мной, и даже Диккенсом (в его "картинах Италии" есть очень трогательный панегирик святому, хотя отношение великого писателя к католицизму было, мягко выражаясь, неодобрительным) святой Карло Борромео.

Свое нынешнее название капелла получила достаточно поздно — в XVI веке. В 1581 году Карло Борромео пристроил к древней капелле уже упомянутую апсиду и перенес сюда мощи святого Аквилина. Первые письменные упоминания о восьмиугольной капелле в церкви Сан-Лоренцо-Маджоре относятся к концу XI века, но только она была освящена в честь святого Генезия (San Genesio), а источник XII века называет ее капеллой Богородицы. Впрочем, уже в XI веке первоначальное имя и назначение сооружения были неизвестны. Как остаются они неизвестными и до настоящего времени.

Потенциально правдоподобных версий — аж две. Первая считает, что капелла в IV веке была баптистерием. В пользу этого говорит ее форма (восемь — популярный в раннем христианстве знак вечности, наш выходной день — воскресение — назывался тогда и днем первым, и днем восьмым, поскольку Христос, победив смерть, вывел нас из тленного ограниченного мира в вечность) и сюжеты ее мозаик. Парадоксальным образом вторая версия оперирует теми же предпосылками, но делает иной вывод. Восемь, — говорит она, — это знак вечности, а, значит, перед нами усыпальница. Сюжет мозаик, живописующих нам Христа, побеждающего смерть и дающего новой твари новый же закон, — это тоже указание на то, что здесь была чья-то гробница. Чья гробница? — спросите вы. Все же ясно, — говорит вторая версия, — Сан-Лоренцо-Маджоре выросла из или на месте императорской резиденции, а, сл-но, и усыпальница была императорской.
Быть может, если бы убранство капеллы дошло до нас в первоначальном виде, ученые и смогли бы сделать однозначный вывод о ее первоначальном назначении. Еще в начале XVII века путешественники видели и описывали местные мозаики, на главной из которых Христос, безбородый юноша, парадоксальным образом соединяющий в своем лике новозаветного Сына Божия и языческое непобедимое Солнце, управлял колесницей. Более того, в полдень дня зимнего солнцестояния солнечный луч проникал через двери капеллы, освещал Царя царствующих и затем соскальзывал вниз — туда, где предположительно стоял императорский саркофаг.

А потом, увы, по непонятным причинам эти мозаики были уничтожены. То ли они настолько обветшали, что казались не подлежащими реставрации, то ли их иконография не вписывалась в строгие рамки Контрреформации, но в итоге эти бесценные мозаики были заменены обычными, набившими оскомину барочными росписями. Когда в XX веке все это барокко удалили, на свет появились лишь небольшие фрагменты древних шедевров.sibeaster

Но обо все по порядку. Вот общий вид апсиды капеллы. Здесь ничего не пришлось соскабливать, перед нами постройка и декор XVI века.
В центре на алтаре в серебряной раке покоятся мощи святого Аквилина. Увы, ни Ваш покорный слуша, ни блестящий фотограф из Вики не смог из-за бликов показать Вам содержимое раки. А там в пышных одеяниях возлежит скелет.
А над скелетом парят в воздухе четыре евангелиста и четыре латинских отца Церкви.
Ну а а теперь из апсиды выйдем в собственно капеллу — в тот самый восьмиугольник, переживший 16 столетий. Как я уже написал выше, бОльшая часть мозаик безвозвратно погибла.


То, что мы видим дальше, это чудом сохранившиеся мозаики в двух люнетах.
1. Христос, Солнце правды, на колеснице или вознесение Илии. В литературе имеются два истолкования, а поскольку главной фигуры не сохранилось, вопрос об интерпретации мозаики повис в воздухе




2. Тут все проще — это традиционная (простите за тавтологию) "Traditio legis", передача закона. Христос, еще безбородый, вручает апостолам, тоже слишком похожим на римских граждан, а не на палестинских рыбаков, власть над миром, символически представленную в виде таблицы с законом. Такую сцену мы уже неоднократно видели: например, в миланской Сант-Амброджо и неаполитанском баптистерии Сан-Джованни-ин-Фонте


Христос и апостолы — крупным планом



Во входном вестибюле сохранилось еще несколько фрагментов античных мозаик. А ведь еще в начале XVII века путешественники еще любовались здесь Небесным Иерусалимом. Увы, никаким талибам не под силу уничтожить столько памятников христианской истории, сколько их уничтожили сами христиане. А если от списка памятников, уничтоженных христианами, перейти к списку христиан, уничтоженных другими христианами, мартиролог будет еще более скорбным. Мне тут недавно (когда читал Грегоровиуса "История Рима в средние века") внезапно вспомнился Ян Гус. А ведь сожгли его не какие-нибудь мрачные католические мракобесы, а очень прогрессивные отцы очень правильного Констанцского собора — того самого, который утверждал, что папы не имеют власти выше власти вселенских соборов. А еще священники с острова Прочида, присягнувшие Партенопейской республике, — восторжествовашие монархисты сначала содрали кожу с их пальцев (чтобы они не могли благословлять, а не может благословлять — значит не священник) и потом расстреляли.

На этом с Сан-Лоренцо-Маджоре мы прощаемся. В следующий раз будет нежданный и негаданный живописный сюрприз Милана — церковь Сан-Маурицио.
...   

Читать далее...

Мы — это то, что мы публикуем
Загружайте фото, видео, комментируйте.
Находите друзей и делитесь своими эмоциями.
Присоединяйтесь
Ноябрь 2014
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Подарки

Войти