05:59 07.11.2014
Іван Гонта опубликовал запись

ИТАЛИЯ. Милан. Сант-Амброджо — часть 2

063-киворий и золотой алтарь

В прошлый раз мы с вами, не обращая внимание на интерьер Сант-Амброджо, сразу рванули в крипту, чтобы увидеть мощи святых Амвросия, Гервасия и Протасия. Теперь же время выбраться из крипты на свет и осмотреться вокруг.


Интерьер базилики очень строг. Источники дипломатично умалчивают время, к которому относится нынешний вид церкви. Впрочем, нужно учитывать, что во время последней войны Сант-Амброджо была основательно разбомблена союзникам, так что мы имеем дело с очень аккуратной реставрацией.
Слева в кадр попал (случайно, я хотел об этом рассказать позже, но уж коли так вышло...) медный змий. Миланцы были уверены, что это тот самый медный змий, которого Моисей воздвиг на древе для спасения погибавших от змеиных укусов израильтян (Числ. 21:5-9). Писание утверждает, что того змия уничтожил благочестивый царь Езекия (4Цар. 18:4), но что такое Писание против "предания старцев")))
Вы заметили, какой в Сант-Амброджо широкий и глубокий пресвитерий? Нет, конечно хорошо, что для многочисленного клира есть место, но вот для туристов такой пресвитерий — катастрофа. Внутрь не пускают, а издалека многого не разглядеть. В частности, не разглядеть мозаику в конхе апсиды (XIII век, между прочим) и, самое главное, золотой алтарь (824-859 годы). Судя по описанию, этот алтарь — родной брат венецианскому Пала-д’Оро, только венецианцы, взяв условленную денежку, к своему алтарю допускают, а миланцы — ни за что. Поэтому все евангельские сюжеты, сцены из жития святого Амвросия, его же (Амвросия) благословение Ангильберту II — строителю базилики и прочее — все это могут видеть только служащие клирики.


Зато мы можем, хоть и под неудобными углами, рассмотреть киворий X века — эпохи первых Оттонов. Ну заодно и золотой алтарь тоже.sibeaster
На лицевой (западной) стороне сюжет понятен: Христос с предстоящими Петром и Павлом:


Вид справа (южная сторона):
Предполагается, что там перед святым Амвросием в неудобных позах раскорячились императоры Оттон I и Оттон II.

Вид слева (северная сторона):
Здесь перед святой Фёклой (Честное слово, есть такая святая; она еще и равноапостольная. Именно в ее честь была освящена одна из двух миланских кафедральных базилик во времена Амвросия) склонились две женщины. Предположительно это — императрицы Адельгейда (последовательно жена итальянского короля Лотаря и императора Оттона I, регентша при своем внуке Оттоне III) и Феофано (жена Оттона II, византийская царевна)

К сожалению, ничего более толкового рассказть о кивории не могу — нет источников. Поэтому заглажу вину единственным возможным способом: покажу вам еще и капеллу Сан-Витторе-ин-Чело-д’Оро (буквально "Виктора в золотом небе"). Это уже удовольствие платное, причем, обратите внимание, "рабочие часы" капеллы гораздо короче, чем базилики. Так что будьте готовы сначала бежать в капеллу, а потом разглядывать саму церковь. К тому же сторож капеллы — молодой человек, явно не дружащий с головой (нет, я, конечно, рад, что Церковь призревает таковых, но когда их среди служек слишком много, невольно возникает мысль, что Церковь так напоминает палату № 6), и он может запросто запереться изнутри, и никого не пущать (это я вам из практики личной говорю).

Вход в капеллу — платный чисто условно (2 евро, кажется), и одно это уже должно насторожить внимательного туриста. Я же заплатил, не подумав, и только по входе понял, какое это надувательство. В маленькую капеллу не пускают! Точнее, в нее можно сделать буквально один шаг, а дальше путь преграждает решетка. Открытие решетки не входит в установленную плату, и молодой человек "не в себе" так и не понял, что я ему предлагал денег за "доп.услугу". Впрочем, судя по фотографиям в сети дальше решетки действительно никого не пускают. Поэтому за углы наклона, под которыми все запечатлено, прошу прощения(впрочем, фотографии, напомню, не мои).

Капелла называется так необычно по мозаике в куполе: там один, совсем один, изображен святой Виктор на золотом фоне:
Но не этого героя веры, за подвиги которого ему суждено вечно в одиночку пялиться на обманутых туристов, мы пришли смотреть. По стенам капеллы можно видеть мозаичные портреты наших старых добрых знакомых Амвросия, Гервасия и Протасия, а также еще двух миланских мучеников с экзотическими именами — Набора и Феликса, а еще святого епископа Матерна (честное слово, его так звали).
Какая-то добрая душа в Вики сумела раздобыть фрагмент мозаики со святым Амвросием "в фас":

Учтите, что мы, возможно, видим подлинный портрет святителя. Долгое время предполагалось, что неумелый мозаичист своими ручками-крючками исказал лицо святого, сделав его асимметричным. А вот когда в XIX веке мощи Амвросия были обретены и выданы ученым для исследования, выяснилось, что такой дефект действительно имел место.

Ну вот и все. Прошу прощения за малословность — информации очень мало. А вс ледующий раз мы в таком же порядке (много фото, мало текста) поглядим на два любопытнейших артефакта Сант-Амброджо — кафедру и т.н. "саркофаг Стилихона".
...   

Читать далее...

 
05:45 07.11.2014
Іван Гонта опубликовал запись

ИТАЛИЯ. Милан. Сант-Амброджо — часть 3

054-главный неф

В прошлых частях мы с вами последовательно посетили крипту и увидели своими глазами мощи самого известного миланского святого, затем под самыми неудобными углами пытались рассмотреть киворий над главным алтарем базилики, а напоследок сквозь решетку рассматривали капеллу Сан-Витторе.


Теперь на очереди у нас сооружение в левой части главного нефа, оно уже попадало в кадр:

Вон видите "столик на ножках" аккурат между якобы моисеевым змием и главным алтарем? Этот столик — амвон, с которого "во время оно" читали Апостол и Евангелие; мы такие уже видали, например в соборе Салерно, Амвон в Сант-Амброджо родом из романской эпохи и поэтому интересен и сам по себе, но он еще и воздвигнут над античным саркофагом, который в Милане считали саркофагом знаменитого Стилихона, фактического правителя Западной империи при малолетнем Гонории. Как водится в миланским церквах, электричество экономили, так что всю эту радость я рассматривал впотьмах, а нижеприведенные фотографии взяты из Вики.

Итак, саркофаг Стилихона:
1. Уже неоднократно виденный нами сюжет — Traditio legis, то есть "передача закона". Христос, восседающий на престоле славы, передает апостолам закон, который надлежит проповедовать в народах. При всей своей зыбкости (ну не давал Христос никакого закона! Евангелие — это благая весть, а не УК) сюжет был очень популярен
2. Тут уж догадаются самые недогадливые — это же Рождество Христово, Христос лежит в яслях, окруженный животными
3. Тут будет посложнее:
Легче всего угадывается сцена в самом низу: два человека, а посреди них дерево со змеей. Да это же грехопадение Адама и Евы!
А что это за строгий римлянин на колеснице, отдающий кусок ткани человеку слева? О, тут без поллитры подсказки не обойтись: это Илия возносится на небо и отдает свою милоть Елисею. Фигуры справа истолковываются как Моисей и Ной, но тут уж я вообще не понимаю. М.б., Моисей — этот тот, кто в некоем корыте по волнам плывет?sibeaster
4. Чтобы мы не чувствовали себя дураками, не знающими Писания, мастера, изготовившие саркофаг, нам выдали легко опознаваемую вереницу апостолов: они в очереди за законом стоят (см. №1)
Ну а теперь поднимем голову вверх и попытаемся увидеть амвон:
Как водится у романских мастеров, посреди бесчисленных животных (настоящих и вымышленных) попадаются и вполне узнаваемые библейские сцены, например Тайная вечеря.

Собственно с амвоном и саркофагом все, да и базиликой Сант-Амброджо — тоже. Но не могу пройти мимо двух замечательных захоронений.
Перед вами саркофаг, в котором во времена Амвросия находились мощи святых Набора и Феликса. Теперь саркофаг обращен в алтарь одной из боковых капелл:
А это надгробие последнего действительно достойного Каролинга — императора Людовика II. В результате последовательных разделов империи Карла Великого Людовику II досталась лишь Италия и пустой уж титул императора (дядья — Карл Лысый и Людовик Немецкий — прекрасно правили в своих частях былой империи, не обращая внимания на племянника). Но Людовик II, воспринимая свой титул вполне серьезно, всю жизнь боролся против сарацинской угрозы и под конец ее смог выбить арабов из Бари. Вот тут он и ждет воскресения мертвых:
На этом мы с Сант-Амброджо завершаем и, чтобы развить рифму, пойдем в Сант-Эусторджо.
...   

Читать далее...

Мы — это то, что мы публикуем
Загружайте фото, видео, комментируйте.
Находите друзей и делитесь своими эмоциями.
Присоединяйтесь
Ноябрь 2014
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Подарки

Войти