06:40 09.11.2014
Іван Гонта опубликовал запись

ИТАЛИЯ. Сицилия. Вилла-дель-Казале — вступление.

С этого момента и пока автор не устанет, мы будем изучать Виллу-дель-Казале — древнеримскую виллу с прекрасно сохранившимися мозаиками III-IV века новой эры, расположенную неподалеку от города Пьяц...   

Читать далее...

 
06:34 09.11.2014
Іван Гонта опубликовал запись

ИТАЛИЯ. Сицилия. Вилла-дель-Казале — начало (часть 2)

002-вестибюль

В прошлый раз я, в основном, теоретизировал, а сейчас начнем помаленьку саму виллу рассматривать.

Вкратце о дороге.

Автобус SAIS, на котором нужно ехать из Палермо в Пьяцца Армерину, уходит с автостанции, совмещенной с вокзалом. SAIS имеет на автостанции свой киоск, в котором следует купить билет (водители этой компании билеты в салоне не продают, имейте в виду). Да, чтобы не было испуга в последний момент: автобус вообще идет в Джелу (Gela), а в Энне и Пьяцца Армерине у него обязательные остановки. Впрочем, на лобовом стекле автобуса написаны весь маршрут: Палермо-Энна-Пьяцца Армерина-Джела. Первый час автобус летит по до боли знакомой автостраде Палермо-Катания, так что этот час был использован для крепкого молодецкого сна. Я уже писАл выше, что на Сицилии у меня проявляются всякие экстраординарные способности, вроде дара пророчества. Так вот еще одним такой способностью стал дар управления собственным сном. Заранее условился сам с собой, что на съезде в Энну с автострады нужно проснуться. И что вы думаете? Глаза сами собой открылись у указателя съезда!sibeaster

Про Энну будет отдельный рассказ...потом, как-нибудь. Пока же сообщу тем, кто этого пока еще не знает (и спокойно поэтому спит), что город Энна стоит на вершине горы, возвышающейся в центре обширной равнины. А высота этой горы аж
высотой 990 метров над уровнем моря. И на эту гору автобус, особенно не снижая скорости, влетает по серпантину. Впрочем, въезд со стороны автострады не очень-то страшен: здесь широкая дорога, даже на поворотах есть возможность спокойно разъехаться со встречным транспортом (вот на обратной дороге, когда в эту же гору мы въезжали со стороны Пьяцца Армерины, пришлось страху натерпеться). Виды по пути волшебные (в рассказе про Энну будут фотографии, сами убедитесь). Автобус заезжает на автостанцию Энна Альта ("альта" — это верхняя, это я еще со времен Модики узнал), там высаживает и сажает пассажиров, далее совершает почетный круг по улицам "верхнего" города и скатывается вниз по виа Пергуза. Здесь я был особенно бдителен, потому что вечером того же дня мне предстояло пешком повторить путь автобуса (о, вот это было приключение!). Съехав вниз, мы заехали на автостанцию уже нижнего города (Энна Басса, пустячок — всего-то 700 над уровнем моря) и дальше ехали уже обычной провинциальной дорогой (обычная — это не значит плохая, не путать с Россией!). По пути справа обратите внимание на озеро Пергуза: его берег хоть и застроен домами, но, поскольку трасса идет выше поселка, да и автобус тоже высокий, полюбоваться этим горным озером можно. Еще далее по пути трасса проходит через сосновый лес. В конце концов даже дальний междугородний автобус приезжает на нужное место, и точно по расписанию я вышел в Пьяцца Армерине.

Здесь никакой автостанции нет: автобус останавливается посреди обширной Пьяцца Стацьоне. Прямо перед носом будет киоск с амбициозным названием Кафе Европа, именно там нужно покупать билеты, как SAIS (нам же еще обратно ехать, помните?), так и на местную автобусную линию до Виллы-дель-Казале. Откуда здесь Пьяцца Стацьоне взялась? -спросите вы. Отвечаю: до 1971 года сюда можно было доехать поездом (здесь можно почитать, поглядеть карту, фото и даже видео этой железки, потом линию закрыли, но здание станции заботливо сохранили (еще бы! ведь некогда это было окно в мир). Но это к слову.

Микроавтобус до виллы (он называется просто и незатейливо — villabus) останавливается на той же площади, буквально в пяти шагах. СтОит заметить, что невзирая на малую по нашим меркам величину городка), здесь целых три автобусные линии: A, B и Villabus! На конечной я сел один, по пути к нам подсаживались и выходили несколько местных старичков, все они, разумеется, ехали по своим делам, а не глазеть на мозаики, так что на виллу я опять-таки приехал в гордом смиренном одиночестве. Сразу же скажу, что и обратно я ехал один, совсем один. То ли туристы еще не раскусили, что добираться на виллу на общественном транспорте легко и просто, то ли по старинке продолжают обогащать местных акул турбизнеса и ездить организованными турами — не знаю. Но факт остается фактом: микроавтобусик за какой-то 1 евро вез меня одного! Кстати, не вздумайте идти туда пешком — дорога по выезда из городка петляет по горам, никаких тротуаров нет и в помине, так же как и тени.

Входной билет на виллу стОит 10 евро, без путеводителя и аудиогида можно обойтись: везде нормальные двуязычные поясняющие стенды. Книжку я купил уже на обратном пути, чтобы ничего из увиденного не улетучилось из памяти. На этом с введениями покончено, начинаем поход по вилле.



Первое помещение с мозаикой — это входной вестибюль. Здесь хозяина и его гостей приветствовали слуги и рабы. Фигур господ здесь не сохранилось, а вот лица прислуги пережили века.

Мозаики входного вестибюля. Загадка для клириков

В верхнем ряду двое стоят с лавровыми ветвями в руках, а средний, одетый более роскошно, увенчан лавровым венком и держит в руке канделябр.
А в нижнем ряду еще трое. Один из них держит в руках...А, впрочем, мои читатели — клирики без труда назовут этот предмет, ибо он плавно перетек в нашу литургическую практику. Ну, кто первый угадает?

Через вестибюль гости (и мы тоже, что мы зря 10 евро платили?) попадаем в перистиль — обширный внутренний двор дома, его смысловой центр, так как большинство помещений выходили сюда. Мозаичное покрытие сохранилось здесь идеально: это головы хищных и домашних животных. На этом месте я принялся фотографировать все подряд — не повторяйте эту ошибку, потмоу что впереди все еще интереснее будет. Вот вам наудачу несколько зверушек:
И т.д. и т.п. Фотографировать, кстати, нельзя, но этим запретом пренебрегают все. Поскольку я приехал очень рано, народа было очень мало, и можно было все смотреть, не торопясь. А потом понаехали организованные туристы, и приходилось уже лавировать между группами.
В центре двора располагался бассейн с фонтаном, прямо при входе был ларарий — святилище ларов, т.е. домашних божеств, но от всего этого сохранились лишь стены. Зато сохранились комнаты, как жилые, так и служебные, как парадные залы, так и, пардон, отхожие места. Так что далее мы будем обходить вокруг перистиля и смотреть комнаты.



В левом ближнем углу находится вестибюль хозяйки — через него хозяйка дома шествовала в термы.
Если вилла действительно принадлежала императору Максимиану, то мы видим портреты его жены Евтропии и их двух детей — Максенция и Фаусты. Достаточно тяжело глядеть в эти мозаичные глаза: эти дети выросли и стали жертвами человека, которого мы в приступе лизоблюдства и угодничества канонизировали и нарекли равноапостольным. Почитателям святого и равноапостольного Константина лучше пропустить два последующих абзаца!

Печальная судьба изображенных персонажей. А также кое-что о об одном известном святом

Максенций погиб в битве на Мильвийском мосту, когда его противнику Константину, по легенде, было видение креста в небе и было сказано: Сим победиши! С современной точки зрения, и Константин, и Максенций были одинаково "неправильными" императорами: они получили власть из рук своих воинов, потому что их отцы были императорами (в системе же тетрархии такое наследование не предполагалось: каждый август должен был при жизни назвать своего преемника и наречь его цезарем). Но Константин победил и остался в истории законным императором, великим и равноапостольным. А его жертва Максенций так и числится плохим узурпатором. Между тем, сама видимая история протестует против такой "черно-белой интерпретации, и мы доселе можем видеть на Римском форуме базилику Максенция, бывший храм в честь его сына Ромула (теперь это вестибюль прекрасной церкви Санти-Косма-э-Дамиано:, на на Аппиевой дороге сохранился цирк Максенция и мавзолей все того же Ромула.

С Фаустой все было еще хуже. Константин женился на ней вторым браком, и они вместе родили трех будущих императоров (с именами, видать, было туго: их звали Константин II, Констант I и Констанций II). А потом случилась темная история: сначала Константин казнил своего сына от первого брака Криспа, а через месяц в бане была заперта и задохнулась Фауста. Поговаривали, что Фауста домогалась Криспа, была им отвергнута, а мужу своему сказала, что Крисп сам ее э-э-э взял силой. После поспешной казни сына Константин узнал правду и в отместку казнил жену. Очень некрасивая история, особенно, если учитывать, что ее главный герой почитается нами наравне с апостолами...


Помимо хозяйки и ее детей на мозаике мы видим двух рабынь: одна, похоже, несет сменную одежду, другая — принадлежности для мытья. Местный стенд призывает заметить разницу в положении двух рабынь: правая явно не в фаворе у хозяев.

Из этого вестибюля, по идее, должен быть организован вход в термы. Там в палестре мозаика показывает гонки в римском Большом цирке (причем в таком ракурсе, в каком цирк был виден из императорской ложи), а массажной на мозаике полуголые банщики Тит и Кассий обслуживают посетителей (не в том смысле! они им массаж делают). Увы, вход туда был перекрыт, и эти мозаики я посмотрел уже дома в книжке.

Служебные комнаты. В основном геометрия
Далее по маршруту несколько служебных комнат. Здесь мозаики попроще — просто геометрия:

А дальше...Дальше у нас пойдут комнаты с тематическими мозаиками. Поэтому нужно сделать маленькую паузу, чтобы передохнуть. Дальше интересные комнаты будут умножаться у нас на глазах.

И, кстати, преподобные отцы, вы узнали предмет в руках у юноши на второй фотографии входного вестибюля?
...   

Читать далее...

 
06:25 09.11.2014
Іван Гонта опубликовал запись

ИТАЛИЯ. Сицилия. Вилла-дель-Казале — продолжение (часть 3)

018-комната Танцев (Похищение сабинянок)

В прошлый раз мы с вами, дорогие читатели, начали осмотр мозаик виллы. Пока что мы видели слуг, приветствующих хозяина и гостей; потом множество звериных голов; затем хозяйку с детьми, идущих в баню; последними же увиденными нами комнатами были служебные помещения с геометрическими узорами. Впереди нас ждут многочисленные живые сцены, ничуть не потерявшие в своей живости, хотя мозаики эти и относятся (напомню) к времени Тетрархии.
1. Итак, плохо сохранившаяся комната, условно называемая Комнатой танца. Здесь были изображены, видимо, несколько пар. В нижнем ряду угадывается юноша, приподнявший девушку (от нее осталась только нижняя половина туловища). В верхнем ряду девушка отталкивает юношу, пытающегося обнять ее (тоже с трудом угадывается), а вот вторая девушка прекрасно сохранилась (а вот ее партнер, если он и был, исчез во тьме веков):

Комната эта служила одной из гостевых спален. Мозаика трактуется либо как просто танцевальная сцена (простенькое объяснение), либо как своеобразная ролевая игра, воспроизводящая похищение сабинянок.


2. Еще одна гостевая комната -по теме мозаики она называется Комнатой четырех времен года. Тема, кстати, очень популярная: мозаику такую я видал в одной из церквей монастыря Тре Фонтане (ее туда из Остии перенесли), а фреску о том же можно увидать даже в катакомбах сан-Каллисто. Все понятно: жизнь катится по накатанному кругу, незаметно и неумолимо, а конец все приближается...Впрочем, на вилле этой трагичной нотки в четырех временах года нет; вместо нее мозаичисты показали нам всякую живность, которую вскоре гостям предстоит съесть:
Скоро, очень скоро гости отведают всех этих птичек и рыбок в следующей комнате...


3...Которая называется Комнатой рыбачащих купидонов (путти), а служила, судя по всему, столовой. Здесь мозаичисты показали себя во всей красе. Полуголые путти ловят рыбу (на удочку, сетью с помощью гарпуна). Одни путти плывут в лодках, другие катаются на дельфинах. Даже находящиеся в одной лодке путти заняты разными делами: один гребет, другой тащит сеть, третий выбирает из сети рыбу. В море резвится еще не пойманая рыба. А на заднем плане на морском берегу стоит прекрасная вилла.
На рыбачащих путти мы еще полюбуемся в одном из атриумов в хозяйских покоях. А пока мы только гости и переходим в следующую комнату, где..



4. ...мы участвуем в охоте. Это — так называемый Зал (в оригинале стоит слово Diaeta) малой охоты. Впереди у нас еще будет большая охота, так что — вонмем, премудрость! — в этом зале показана настоящая охота, на которой зверей убивают, а в Галерее большой охоты зверей будут ловить для последующих представлений в цирке.sibeaster
картинка № 1
картинка № 2
картинка № 3
картинка № 4

Зал не маленький, и поэтому центральную часть мозаики без искажений снять не удалось. Начинается там все с жертвоприношения Диане (позолоченная статуя с луком и стрелами стоит на пьедестале, перед ней жертвенник, на котором что-то дымится) — на картинке № 2 край статуи виден справа , на картинке № 3, наоборот, статуя слева. Закончилась охота пьянкой и гулянкой пикником — он виден на картинке № 1. Ну а все собственно охотничьи сцены в кадр попали — мне очень понравился кабан и зайчик. Еще обратите внимание: на картинке № 4 один из охотников (лица не сохранилось), хоть и сидит за столом, но кормит с рук свою любимую собаку.

Это абзац может оскорбить ваши религиозные чувства!
Предполагаются здесь и реальные исторические лица. На картинке № 2 жертву Диане приносит...Констанций I Хлор, невенчанный муж равноапостольной Елены (Все в курсе, что Елена даже не была женой, а так — конкубиной. И эти люди у нас святыми называются; в нынешней РПЦ ей бы даже в причастии отказали!). А слева от него коня под уздцы держит его сын...Константин Великий. Ведь все помнят, что Константин был женат на Фаусте, дочери Максимиана? Милую семейную сцену (еще все живы) завершает сын Максимимиана — Максенций, он на картинке № 3 своего коня держит под уздцы. Максенция опознали по тунике, расшитой листьями плюща: плющ считался растением Геракла, а император Максимиан скромно считал себя потомком этого героя.


Надеюсь, что вы, дорогие читатели, не разочарованы, что забрались со мной в эту милую сицилийскую глушь...Дальше будет еще интереснее — Галерея большой охоты, Зал Орфея и, о-о-о!, Комната Девушек в бикини.

Неужели так никто и не угадает?
Кстати, что-то никто не желает угадать предмет в руках одного из слуг во Входном вестибюле. Ну, братья и сестры, это же так просто! Поглядите внимательнее на стоящего слева:
...   

Читать далее...

 
06:17 09.11.2014
Іван Гонта опубликовал запись

ИТАЛИЯ. Сицилия. Вилла-дель-Казале — продолжение (часть 4)

034-амбулатория Большой охоты

Чем дальше уходишь вглубь виллы, тем интереснее мозаики. Сегодня у нас будет грандиозная охота, растянувшаяся на весь африканский континент; потом нас усладят полуголые спортсменки; ну а поклонники духовных наслаждений будут слушать Орфея.


Итак, перед нами протяженная (почти 60 м в длину) Галерея (в путеводителе ее назвали амбулаторией) большой охоты. Она тянется вдоль восточной стороны перистиля, отделяя личные покои хозяев и большой зал для приемов — т.н. базилику от всего остального объема виллы. Собственно на полу галереи изображена не классическая охота с убийством зверей, а их ловля для последующего участия в представлениях в Колизее. Охота действительно грандиозная: она объемлет всю известную римлянам часть африканского континента — Африку (диоцез Африка — это нынешние Тунис, Алжир и частично Марокко), Египет и еще одну полуфантастическую страну. Мой репринтный путеводитель (в нем сестерции еще переводятся в лиры, а не в евро) уверенно говорил об Индии. Стенды на вилле уже менее уверенно называли Эфиопию. Масштаб происходящего впечатляет: зверей нужно ведь не только поймать невредимыми, их необходимо доставить до ближайшего порта (угадываются Карфаген и Александрия Египетская), погрузить на корабль, перевезти живыми через море и высадить в Остии.
К сожалению, не вся галерея должным образом освещена, так что вы сейчас увидите далеко не все. Тем больше будет ваше желание увидать все воочию, не так ли?

Ловля таких опасных животных требует согласованной работы многих. Халявщиков или трусов ждет наказание:
Как перевозили пленных животных? В отсутствии ж/д и самолетов? Гужевым транспортом!
Дальше — кораблем:
А между тем в Египте тоже не бездельничают:
И за происходящим наблюдает некий очень большой человек с телохранителями. Общепринятая версия — это хозяин виллы. Частная и очень распространенная версия — это император Максимиан:
В верхней части мозаики есть еще три явных портрета — это должностые лица, принимающие ценный груз в Остии. Увы, заснять их не удалось.sibeaster

Наконец в правой части галереи действие переносится в Индию (или Эфиопию). Тут уже сплошная фантастика:
Видно уже плохо, виноват. Тигрицу здесь заманивают на корабль с помощью увеличительного стекла (только, наоборот, уменьшительного). Глупая тигрица видит саму себя, а предполагает, что это ее котенок. И идет в плен, чтобы выручить свое дитя.
Дальше там сюжет еще удивительнее: грифона ловят на живца. В клетку посадили человека, грифон обхватывает клетку и пытается ее вскрыть, чтобы добраться до свежей человечины. А клетку тем временем тросами затягивают на корабль, вместе с одураченным грифоном.
А завершается галерея апсидой, в которой между слоном и тигром сидит на троне смуглая дама — олицетворение то ли Индии, то ли Эфиопии.


Думаю, грубому мужскому увлечению — охоте — мы отдали много времени. Теперь переходим к утонченным удовольствиям — тем самы пресловутым Девушкам в бикини. Чтобы не говорили невежественные гиды, эта комната никогда не была спортзалом (палестра в вилле была — в термах). Это всего лишь служебная комната. Впрочем, на столь богатой вилле все могло быть. Собственно сюжетец-то здесь простенький: полумаешь, девушки спортом занимаются. Но происходит-то все на рубеже III и IV веков новй эры!
Нет-нет, эта комната борделем тоже не была! Хотя комнаты для интим-услуг здесь тоже имелись. Только находятся они в еще не накрытой колпаком части виллы.


Ну и для самых утонченных читателей и читательниц еще один зал — зал Орфея. Эвридики здесь еще нет. Орфей просто мастерски играет на лире, и все животные — от мышек до гиппопотамов — зачарованно внимают волшебным звукам:
Сохранилась мозаика, увы, плохо. Но ничего у нас впереди еще несколько массовых звериных сцен, так что будет, чем вас утешить.
...   

Читать далее...

 
06:07 09.11.2014
Іван Гонта опубликовал запись

ИТАЛИЯ. Сицилия. Вилла-дель-Казале — продолжение (часть 5)

048-вестибюль Маленького цирка

Теперь мы с вами поглядим покои хозяев дома. Неожиданные сюжеты, смелые художественные решения и просто веселые картинки...Сфотографировать здесь удалось не все, потому что освещение здесь похуже. Поэтому кое о чем будет только текст, без картинок. Администрация приносит свои извинения.



Следующие две комнаты были, похоже, покоями кого-то из хозяйских детей. Передняя называется Вестибюлем маленького цирка. Я бы назвал ее даже вестибюлем цирка детского, впрочем, смотрите сами (фотографии надо прислонить друг к другу длинными сторонами):

Перед нами скачки в римском Большом цирке, а точнее пародия на них. Участвуют все четыре цирковых "партии": красные, белые, синие и зеленые. Только вместо лошадей в колесницах запряжены фламинго, гуси, голуби и какие-то waders (у меня английский путеводитель, и словарь переводит это как "болотные птицы"). А все остальное — как в серьезном Цирке, даже есть спИна с обелиском Августа.

Комната за этим "цирком" была, видимо, спальней, а называется она Кубикулой музыкантов и актеров. Мозаика там умилительно-смешная, но, увы, из нее ничего не удалось запечатлеть. Там музыканты и актеры участвуют в состязаниях. А в самой верхней части две дамы собирают с некоего дерева цветы и плетут из них венки, чтобы наградить победителей.sibeaster

Если принять зал Ариона и полукруглый атриум (о которых чуть ниже) за ось симметрии, то симметрично комнатам цирка и музыкантов расположены две других — видимо, покои второго из хозяйских детей. В передней — вестибюле Эроса и Пана — две процессии, возглавляемые указанными божествами, идут навстречу друг другу. Среди участников -все те же узнаваемые лица — владелец, его жена и их двое детей. В спальне — кубикуле маленьких охотников — дети охотятся на птиц. А точнее говоря, все наоборот: птицы ростом с детей преследуют этих самых детей, а одна птичка даже клюет паренька в ляжку. Увы, фотографий здесь не получилось.


Но все неудачи были компенсированы в полукруглом атриуме и зале Ариона — они были покоями хозяйки дома. В центре атриума был колодец для сбора дождевой воды (зачем? К вилле был подведен акведук), а окружают колодец наши старые знакомцы путти, все так же неутомимо ловящие рыбу:

Морская тема продолжается в зале Ариона. Этот певец путешествовал на корабле, команда которого состояла, как выяснилось, из грабителей и убийц. Мало того, что они отняли у Ариона весь багаж (такое и нынешние авиакомпании иногда практикуют), но еще и хотели выбросить его за борт. Арион вымолил у них последнее желание: сыграть на лире м спеть перед смертью. Очарованные музыкой дельфины немедленно окружили корабль, Арион спрыгнул на спину одного из них и был таков. Помимо Ариона с дельфинами на мозаике присутствуют многочисленные представители морской фауны, а также тигры, львы, пантеры и грифоны (дело происходит в море, но все возможно верующему в мифы...). Есть здесь и старик Океан, а также соблазнительные нереиды.

Увы, сам Арион в кадр не попал — звезд эстрады просто так фотографировать нельзя))) Ну а на самом деле, мозаику можно обойти только снизу и слева (если смотреть по плану), так что центральная и правая части мозаики не поддаются фотографированию без спец.техники.

Не знаю, чувствуют ли читатели или нет, но я сам с огромным удовольствием путешествую с вами по вилле. И растягиваю поэтому удовольствие. Но даже самой большой вилле, пусть даже и императорской, есть конец, и следующий очерк будет заключительным. Но зато там будет сцена для зрителей +16; этакий заключительный аккорд.

...   

Читать далее...

 
05:50 09.11.2014
Іван Гонта опубликовал запись

ИТАЛИЯ. Сицилия. Вилла-дель-Казале — окончание (часть 6)

064-вестибюль Улисса и полифема

Этот очерк завершает рассказ о том, что я увидел на Вилле-дель-Казале. Так уж получилось, что именно в последних помещениях сосредоточены мозаики со сценами насилия и э-э-э балансирующие на грани пристойности. Так что на всякий случай вешаем ярлычок +16. А осталось нам посмотреть блок из двух кубикул (скорее всего, это были спальни) с общим вестибюлем.


Вестибюль Полифема
содержит красочную мифологическую сцену, известную всем, кто читал Одиссею. Если помните, Одиссей и его спутники попали в пещеру циклопа — овцевода, который решил разнообразить свою овечью диету человечинкой. Он по очереди поедал спутников Одиссея, и великая поэма могла бы на этом закончиться, если бы не хитроумность царя Итаки. Он напоил циклопа и выколол ему глаз. Но циклоп, даже слепой, был не дурак: он, выпуская овец из пещеры, ощупывал животных. Тогда Одиссей и его коллеги уцепились за шерсть на бараньих брюхах, циклоп же "осматривал" только спины выходящих. Так Одиссей выбрался из пещеры и уплыл, а обманутый и покалеченный им циклоп бросал вслед корабля камни. На вилле мы видим самое начало одиссеева исхода: герой преподносит циклопу чащу с вином.

Кстати, мозаика имеет местный колорит: сицилийцы были уверены, что циклоп жил на их острове. Тогда уж к слову сообщу, что Калипсо, по мнению местных, обитала на острове Гозо, там даже ее пещеру показывают.


Из вестибюля можно попасть в две кубикулы. Одна называется кубикулой фруктовой мозаики, из картинки все будет ясно:
Фруктов там гораздо больше, просто не все в кадр попало. А все потому что автор был в предвкушении самой последней комнаты — Кубикулы эротической сцены, которая, по всей видимости, служила спальней хозяину виллы. Что там изображено в центре, вы поймете сами, а вот еще четыре головы — это четыре времени года.
Кто-то жалуется, что центральная сцена плохо видна? Хорошо, вот вам покрупнее:
А вот и два времени года:


На этом наш поход по Вилле заканчивается. Самое время сказать, что увидел я не все помещения виллы. Поскольку путеводитель я купил уже после выхода, а читал книгу уже вообще в Палермо, пробелы в осмотре стали мне очевидны слишком поздно. Я (и вы по моей вине) не видел термы: судя по схеме, у них должен быть отдельный вход слева от входа основного. Может быть, в термы и не пускают, и тогда мы с вами ничего не потеряли. Еще одно отдельное помещение, мною и вами не увиденное, — это триклиний с тремя апсидами. У меня такое ощущение, что он даже не накрыт защитным колпаком. И термы, и триклиний должны содержать много интересных (судя по путеводителю) мозаик. Увы мне!sibeaster

Ну а дальнейший поход был простым. В 12-30 я сел на виллабус (был я там единственным пассажиром) и около 12-50 прибыл на Пьяцца Стацьоне, откуда в 13-30 автобус должен был забрать меня обратно. Город Пьяцца Армерина я видел только из окон автобуса. Очень много указателей на гостиницы и ВВ, а также на многочисленные церкви. Все церкви, включая кафедральный собор (Пьяцца — центр епархии), были закрыты и утром, и днем, так что я и не пытался выйти по пути для осмотра. В ожидании же палермского автобуса я все же прошел несколько кварталов назад по новой части города, чтобы насладиться панорамой исторической части. Как это часто бывает на Сицилии, изначально город был расположен на горе, а спустился вниз он только в связи с прибытием сюда железной дороги. И опять-таки, как это часто бывает на Сицилии, громадные церкви облеплены маленькими домишками. Впрочем, смотрите сами:
Нормальные люди, проведя полдня на Вилле, спокойно поехали бы назад в Палермо. Я же, подгоняемый бесом любопытства ведомый благодатью познания, заранее задумал заезд в еще один город на горЕ — Энну. Так что в следующий раз мы с вами заберемся на высоту 990 м над уровнем моря, чтобы со скалы, на которой нечестивые древние поклонялись Венере, а благочестивые христиане Мадонне дель Визитацьоне, бросить взор на благословенный остров. Ну и на прочие интересные точки Энны поглядим.
...   

Читать далее...

Мы — это то, что мы публикуем
Загружайте фото, видео, комментируйте.
Находите друзей и делитесь своими эмоциями.
Присоединяйтесь
Ноябрь 2014
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Подарки

Войти