08:56 26.12.2014
Іван Гонта опубликовал запись

Италия. Сан Джованни ин Латерано: проникновение в монастырь

Вход в церковь Сан Джованни ин Латерано свободный, и хотя я была там во второй половине дня, любопытствующих туристов наблюдалось не так уж мало.
Из левого нефа можно попасть в музей, расположенный в клуатре примыкающего к церкви монастыря.
Но это уже за деньги.
И тут многие останавливаются и говорят себе и окружающим: а, ладно, чего мы там не видели...
У меня же была совершенно иная установка: "гулять так гулять!" или "одновА живём!"...
Стало быть — монеты на бочку и в монастырь!





Монастырь был бенедиктинским. Функционировал с XIV века. Сейчас это просто музей.
Но там хорошо...

Тихо, практически безлюдно...
Пока я там бродила и снимала всё-всё-всё, в клуатр забрели ещё пару раз по паре человечков. Ненадолго. И опять — покой, уединение, запах лета...

Выходить за пределы галереи не разрешается. А уж по травке гулять безусловно можно только птичкам.



Наверное, можно нарезать квадраты часами. Каждый раз взгляду откроется иной ракурс, какая-то деталь, интересное освещение...






Ведь поначалу, кроме причудливых разноформенных и разномастных колонн, ничего особенного не замечаешь, особенно после великолепного многоцветия интерьера Сан Джованни.
Тут — почти монохромная палитра.
Аскетичное средневековье. Ритмически выверенная романика.

А если присмотреться и пустить в ход... ум и зум?..
Ох, какой изысканный декор обнаруживается!
И каков контраст фактур: нарочно брутальной кладки, лепного узора с грозными маскаронами, мозаики, карниза с лепниной, параллельных линий, еще одной мозаики, и ещё одной...
Сколько материалов, форм, смыслов!










Тот же узор и те же сочетания цветов — на некоторых колоннах клуатра.





А круги, солярные знаки и плетёные узоры перекликаются с напольными мозаиками Сан Джованни...




В сочетании с зеленью и кипарисами эта изысканная красота смотрится умиротворяюще.



Вид на Сан Джованни. На стене заметны следы перестройки.



"И пропел петух", — гласит подпись под основанием чего-то не сохранившегося. Честно говоря, я к тому времени так устала, что фотографировала уже не все аннотации.



Но вообще в монастыре можно не только побродить, но и отдохнуть.
Направо пойдёшь — кафетерий найдёшь. Автомат с напитками, точнее. И стульчик при нём. Можно выпить кофе или воды.
А налево пойдёшь — другое заведение найдёшь.
Свято место — оно всюду свято.
Почему-то в папском храме никто не видит в подобных инсталляциях ничего неподобающего.



Из галереи во дворик — два хода. Оба охраняются удивительными существами.
Первый — львами, как бы безобидными, но, если присмотреться, не очень...



Среди музейных экспонатов, стоящих у стены, имеется изображение льва, примявшего к земле человечка.
(Примерно такую же композицию я потом увидела у входа в церковь Сан Джованни э Паоло близ Целия).
Выражение морды лица у льва и его жертвы примерно одинаковое. Или человечка просто так воспитывают? Львиный Маугли, скажем.
Короче, со львами лучше не шутить.




Другой зверь куда серьёзнее. Он на страже.









Второй выход охраняют... пожилые сфинксы. Он и она. Филемон и Бавкида.
Какая прелесть. Никогда такого не видела.












Ещё среди экспонатов неожиданно обнаружился... кентавр.
Он-то как очутился в обители бенедиктинцев?
Читаем аннотацию.
"Фрагмент саркофага императорской эпохи".
И больше ничего. Взяли для компании.

Но даже в виде фрагмента — красавец...

Об экспонатах же христианских времён — в другой раз.
Там правда есть, на что посмотреть — если, конечно, хотя бы немного понимать, ЧТО видишь.
...   

Читать далее...

 
05:55 26.12.2014
Іван Гонта опубликовал запись

Лукка — часть 5. Сан-Микеле-ин-Форо

001-фасад и кампанила.jpg

Похоже, архитектурные излишества больше нравятся читателям, чем фрески и картины великих мастеров. Посему покажу сегодня Сан-Микеле-ин-Форо — еще одну церковь в Лукке с незабываемым ярким фасадом.


Церковь построена на месте, где в римские времена был форум, что и отразилось в названии. В Лукке, кстати, есть еще и пьяцца Анфитеатро, понятно на месте какого римского сооружения возникшая. Церковь Сан-Микеле известна с VIII века, при ней тогда уже существовали монастырь и приют для странников (Лукка находилась на паломническом пути в Рим). Около 1070 года обветшавшую церковь начали перестраивать по велению папы Александра II, по совместительству еще и архиепископа Луккского. Строительство здания растянулось на весь XII век, а начале XIII столетия у храма появился фасад. Автором последнего является Гвидетто да Комо, которому мы обязаны и фасадом собора Сан-Мартино (забыл его имя упомянуть в рассказах о соборе, спешу исправиться). Кампанилу построили уже в XIV веке.

Интерьер Сан-Микеле — обычный, и, если вы вдруг не попадете внутрь, ничего не потеряете. А вот фасад, да еще и в солнечную погоду, — это зрелище незабываемое. Главное, не читать перед визитом,Муратова, потому что сей искусствовед почему-то решил унизить Лукку перед Пизой (возможно, в его годы в Пизе не было столько туристов, и она дейсвтителньо могла вызывать какие-то положительные эмоции), а Сан-Микеле досталось больше всех:

"Но здесь, в Лукке, пизанская архитектура так привилась и так разрослась, что с полным правом может считаться местной особенностью. Как давно замечено художественной критикой, пизанский стиль потерял в Лукке первоначальную чистоту и ясность. Он был перегружен множеством ненужных деталей и затемнен стремлением к излишней нарядности и крайней выразительности. Наглядным примером этих качеств можно считать безобразный по пропорциям и хаотический фасад Сан Микеле. Пожалуй, здесь не так повинна сама Лукка, как то время, в которое было выстроено большинство луккских церквей. Почти все они на полвека, а то и на целый век моложе пизанских. Почти все они выстроены в тот момент, когда "тосканский проторенессанс" уже начал клониться к западу и в нем тогда, как это бывает в свое время со всяким искусством, беднеющая сущность стала прикрываться внешним богатством и нагромождением частностей"

Если кто-то из читателей после этих слов еще готов увидеть безобразный по пропорциям и хаотический фасад Сан-Микеле, путь таковой читатель пеняет на себя!sibeaster





Внимательно приглядевшись, можно заметить, что фасад намного выше самой церкви: два верхних яруса парят в воздухе, никакого архитектурного объема за ними нет. Если упрек Муратова был связан с этим, то в отстой нужно списать не только Сан-Микеле, но и прославленный Сиенский собор, например. В общем, класиков читать нужно, но соглашаться с ними совершенно необязательно! "Лишних" деталей на фасаде действительно много, и можно лишь порадоваться за мастеров XIII века, прводивших время не за просмотром футбола на диване с пивком, а за кропотливой работой.

Начнем осмотр фасада сверху вниз

Уже видны разнообразные колонны, зеленые интарсии по белому мрамору и головы над капителями. На нижних ярусах все это можно разглядеть поближе, а пока что обратите внимание на архангела Михаила, венчающего тимпан. Местная легенда гласит, что в статуе спрятан дивной красоты изумруд, и при определенном солнечном освещении этот изумруд можно увидеть с многочисленными приятными последствиями. Все-таки помните, что на солнце невооруженными глазом можно посмотреть два раза в жизни: один раз — правым, а другой — левым глазом! Может быть, из-за этого последнего обстоятельства никаких подтверждений от счастливчиков, увидевших изумруд, не осталось)))

Спускаемся ниже:


И по частям слева направо:






Внутри собора размещен стенд, сообщающий изумленной публике, что лица на фасаде — не фантазии старинных авторов, а портреты исторических и не очень исторических персонажей. То ли лицам при последующих реставрациях придавали сходства с портретами, то ли, наоборот, в лицах исследователи находили случайные сходства с реальными людьми, я не знаю, и стенд об этом скромно умолчал. Пришлось его сфотографировать и предложить вам, дорогие читатели, делать выводы самостоятельно:





Кто бы мог подумать, что на фасаде XIII-века можно обнаружить лики Наполеонов великого и малого! Все-таки, это какая-то мистификация доверчивой публики.

А вот барельефы над центральным входом изображают совершенно точно не реальные существа, а фантазии авторов. Русалка, грифон, кентавр приветствуют вас при входе в Сан-Микеле:






Чудеса Лукки на Сан-Микеле-ин-Форо не заканчиваются. Побродив по городу без карты (я так и не нашел инфопункта, а гугловскую карту была оставлена дома — я же загодя точно решил в Лукку не ездить), я добрался и до базилики Сан-Фредиано, которую и постараюсь показать вам в следующий раз.
...   

Читать далее...

Мы — это то, что мы публикуем
Загружайте фото, видео, комментируйте.
Находите друзей и делитесь своими эмоциями.
Присоединяйтесь
Декабрь 2014
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Подарки

Войти