06:34 30.12.2014
Іван Гонта опубликовал запись

Когда хочется чего-то большого и чистого...

Нет, слонов я не буду выкладывать. У меня с ними туго. С крокодилами гораздо лучше (в Вене они меня просто преследовали).
Выложу-то фотографии собора святого Петра в Ватикане. И кое-что совсем сакральное впридачу.







За арками начинается собственно Ватикан. Справа от точки, с которой это снято — вход и въезд на запретную для туристов территорию. Туристы — они такие, дай им волю, повсюду будут кучковаться разноцветными и разноязыкими стайками.
Я была там в первой половине дня в понедельник. Можно лишь вообразить, что творится в субботу и особенно в воскресенье.




Знаменитая колоннада.
По ней, в отличие от её дальней родственницы, колоннады Казанского собора в Петербурге, можно гулять (а в Питере — ни-ни).
Внутри колоннады мало того, что просто красиво, а в жару ещё и тенисто, имеются всякие полезные для организма заведения, причём бесплатные. И попить водички, и наоборот. Из чего попить водички, видно в кадре; водичка, как во всех римских фонтанах, очень вкусная, с бутылочной никакого сравнения.



"А из нашего окна плошадь Красная видна"...
— А из нашего окна — колоннада св. Петра!



Верх портика украшен статуями. Некоторые персонажи напоминают берниниевскую святую Терезу в экстазе... Ну, не столь чувственно, разве что. Хотя мог бы и позволить себе. Всё равно на эти статуи никто особенно не смотрит. Руссо туристо попалось слишком любопытное.






Обычно, чтобы попасть в собор (туда вход бесплатный), нужно отстоять — вернее, медленно прошагать — очередь, организованную вдоль колоннады, и пройти вежливый досмотр служб безопасности. Для непонятливых висят картинки: с бутылочками воды и фототехникой — можно, с любыми режуще-колющими предметами — нет. Я несколько заволновалась из-за маникюрных щипчиков и ножничек, которые обычно ношу в ридикюле. В крайнем случае, я была готова бросить их в мусорный бак. Вещички трэшевые и никакой ценности не имеют. Но ничего, святой Пётр миловал. Видно, службисты решили, что столь скромно одетая синьора имеет безусловное "облико морале", и никого своими ножничками резать не будет.



Очередь шла довольно быстро и весело. Вездесущие японцы неутомимо щёлкали себя, любимых, попарно и поодиночке. За спиной гуторили какие-то братья-славяне (не украинцы, не поляки, не белорусы). Где-то впереди слышалась речь типа румынской. Перемолвиться было не с кем, и я снимала открывавшиеся виды на площадь и на собор.

Обелиск посреди площади — подлинно египетский, он был притащен в Рим по капризу Нерона и украшал сады вокруг цирка его имени (цирк был примерно здесь).









Так, любуясь архитектурой, я добралась до плошадки перед самим собором.
Отсюда видно неплотную очередь, протянувшуюся между двумя крыльями портика. Хех, когда я пришла часом ранее, она была заметно короче. Правда, к середине дня сократилась до куцего хвостика, не перекрывавшего площадь.




Любопытному глазу дикой хозяйки интересно всё, в том числе шлягеры из шлягеров.
Знаменитые гвардейцы Ватикана, одетые в форму, дизайнером которой, как гласит легенда, был Микеланджело.
Гвардейцы — исключительно швейцарцы, причем преимущественно немецкоязычные (но обязательно католики и обязательно холостые).

Несмотря на театральный вид, это — военные-профи. У них есть и огнестрельное оружие, хотя на поверхности видны лишь старинные пики, кинжалы и мечи в ножнах.






Нужно сказать, что внешне безалаберные итальянцы научились блестяще справляться в огромным наплывом людей и умеют легко и непринуждённо организовывать и очереди-змейки, и системы входа и выхода, разграничивая потоки.
Так, в притвор собора можно зайти с одной стороны, а выйти — только с другой (на кадре — столбики с канатиками).
Поэтому, хотя народу много, толкучки нет, и хаотичного движения тоже, в общем, нет.
Но разумнее, наверное, сразу податься вправо, где продают билеты на купол. Это в любом случае платное развлечение. Зато при спуске ошеломленный и не чующий под собою земли турист попадает прямо в собор.
Я этой системы сразу не просекла и решила сперва осмотреть сам храм. В этом был свой смысл, поскольку и голова, и ноги были пока на месте.

А вот кто там за решёткой на той стороне, я выяснила уже когда собиралась выходить.

Конная статуя Карла Великого.
Потом я уже сообразила, что на другом конце, симметрично, стоит святой Константин. Но его я не сняла. Хотя та статуя куда экспрессивнее (ее делал Бернини).




Рядом с этой решёткой, ближе к выходу, расположены стойки, на которых продаются (вполне официально) билеты в музеи Ватикана. Такие же стойки — с другой стороны. А под колоннадой и у входа в Ватикан бродит множество частных предпринимателей, которые на всех языках, включая русский, обещают билет без очереди и экскурсию по музеям впридачу. Так что не верьте, если услышите, будто в музеи Ватикана можно попасть лишь по предварительному заказу билетов через интернет или отстояв огромную очередь. Пути есть. Другое дело, всем ли это мероприятие по силам. Я решила не соблазняться первым порывом — да, хочу!!! — и сперва слазать на купол. И... после купола мне стало ясно, что музеи Ватикана я просто не осилю. Не в коня будет корм. Если кто любит пробежаться по музеям галопчиком, чтобы поставить галочку — ага, зачтено! — тогда конечно, можно. Или если кто затеет упиться сокровищами Ватикана по самое не могу за один день, и обладает при этом верблюжьей выносливостью и слоновьей несокрушимостью. Но, по-моему, тут либо собор, либо музеи. Сразу — очень трудно. Я выбрала собор, а другого дня у меня уже не было... Жаль, очень жаль, но... будет стимул вернуться в Рим, коли Третий Рим окончательно не рухнет под властью вандалов и готтентотов.

Что же, войдём в храм.
Вид на центральный неф — снято несколько свысока, ибо не хотелось брать в кадр чужие отрезанные головы.

"Пьета" Микеланджело — в правом углу правого нефа.
Перед ней всегда толпа. Снимают наперебой. Телефонами, планшетами, фотокамерами, просто камерами...
А снять толково — трудно. Во-первых, близко не подойдёшь. Во-вторых, свет тускловат. В-третьих, она за стеклом. Стекло поставили после того, как пара психов в 1970-х годах нанесла статуе повреждения. Психи не сговаривались, это были два отдельных инцидента.
В общем, посмотреть на "Пьета", конечно, стоит, но рассмотреть её не получится в любом случае, хоть снимай, хоть так гляди.

Зато голубей в соборе — целая стая. Как выяснилось, это не просто декор, а герб папы Иннокентия Х.




Роскошный балдахин работы Бернини, расположенный под куполом. Он громаден (говорят, высотой с 4-этажный дом), и в мой кадр вблизи не влезает никак. Под балдахином — папский алтарь.





В апсиде — кафедра папы Римского.
Тоже работа Бернини (по стилю очень узнаваемо).






Моё внимание, конечно, привлекли органы.
Увы, информации о них на поверхности я не нашла, а копать глубоко сейчас недосуг.








Вид от балдахина в обратную сторону.



Всех красот и сокровищ не покажешь...
Чаша со святой водой, украшенная переплетёнными рыбками. Чаша у меня вышла нерезко, рыбки лучше.




Ещё одна чаша, которую держат два ангела.
Чтобы снять их без туристов, позирующих посередине, мне пришлось выжидать несколько минут, да и то удалось улучить лишь пару мгновений, поскольку очередная фотомодель вдруг поняла, что мне хочется иметь ангелочков как есть, без приправы. Но обычно туристы шли и шли сниматься на фоне пупсиков, совершенно не глядя вокруг. Иногда, правда, кто-то прикасался к воде и крестился. Благочестие торжествовало.



В соборе захоронено много знаменитых людей. Про пап я уж молчу, да они мне особо и не интересны.
Но вот, например, королева Кристина Шведская. Тут обычно останавливаются туристические группки, и экскурсоводы рассказывают им удивительную биографию этой незаурядной дамы.




Ещё одна королева, удостоенная погребения в главном соборе христианского Запада: Мария Клементина Собеская, внучка польского короля и жена Джеймса Стюарта, называвшего себя королем Англии. Хотя супруги разошлись, Мария Клементина, проведшая остаток дней в монастыре святой Цецилии, похоронена в соборе святого Петра относительно недалеко от гробницы Стюартов.







А вот и Стюарты. Джеймсы (Яковы) с соответствующими номерами.
Мне пришлось вникать в их судьбы, поскольку они имели некоторое отношение к жизни и творчеству Генделя. Ведь Джейс Старший (Яков III Английский и Яков VIII Шотландский) попортил немало нервов и крови Георгу I и Георгу II Ганноверским, а Гендель, как верный подданный ганноверской и английской короны, воспевал их победы над "претендентом". В первый раз Яков попытался вернуть себе трон в 1715 году; его приверженцы были разбиты. Попытка 1727 года не удалась изначально. Борьбу продолжил его сын, принц Черльз (Карл). Именно в честь разгрома англичанами его войск Гендель написал "Ораторию на случай", "Иуду Маккавея" и пару песен-агиток.

Но, между прочим, поскольку Стюарты жили в Риме, то Гендель в 1707-1709 годах запросто мог кого-то из них встречать в высшем свете, ибо кардиналы, благоволившие юному "Джорджо Федерико", поддерживали отношения и с шотландскими притязателями на престол. Якова, пока он был жив, в Риме признавали английским королем, хотя он никогда не царствовал.





---

А теперь — бонус.
Торжественная месса в честь святой Марии Гваделупской (особо чтимой в Латинской Америке), отслуженная в соборе святого Петра 14 декабря 2014 года папой Франциском на родном ему испанском языке. Ординарий — "Креольская месса" Ариэля Рамиреса (наши святоши лопнули бы от злости при таких звуках в храме, а католикам — хоть бы что). Часть чтений — на португальском (в бразильском варианте) и даже французском, но в основном — испанский. Кто знает язык, может насладиться сполна.
Ссылку я нашла через Фейсбук. Запись очень длинная, но можно слушать частями.

cleofide

...   

Читать далее...

Мы — это то, что мы публикуем
Загружайте фото, видео, комментируйте.
Находите друзей и делитесь своими эмоциями.
Присоединяйтесь
Декабрь 2014
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Подарки

Войти