16:10 29.01.2015
Сергей Дроздович опубликовал запись

Палеонтологи обнаружили следы контактов людей с неандертальцами.

В Израиле нашли фрагмент черепа человека, жившего примерно 55 тысяч лет назад. Датировка находки указывает на тесные контакты между предками современных людей (мигрировавших из Африки в Евразию) и...   

Читать далее...

 
06:23 29.01.2015
Іван Гонта опубликовал запись

Белоруссия. Несвиж: княжеская роскошь

Что же, после торжественного обхода Несвижского замка снаружи пойдём, наконец, внутрь — нас ждёт экскурсия по огромному и восхитительному музею.




Эээ... Нет, по парадной лестнице простым смертным нельзя, даже в музейных бахилах. Чай, не князья и не принцы!


А сюда, в соседнюю дверь, можно!


И сюда тоже можно!


Только, стоя на пороге и выбирая нужную дверь, надо не забыть поднять голову и поздороваться с геральдическим орлом, украшающим светильник в холле.


Вообще, когда заходишь в музей и слушаешь экскурсоводов (не знаю, можно ли тут ходить самостоятельно, вне групп; по выходным график экскурсии очень и очень плотный), создаётся впечатление, что всё, предстающее глазам, сохранилось с давним времён как было чуть ли не в 16 веке и в последующие века. Ну, вроде как во дворце князей Эстергази в Эйзенштадте.

Это, однако, совсем не так. У Несвижского замка судьба была не совсем благостной. Сошлюсь на Википедию (не думаю, что тут она грешит против истины — статья содержит ссылки на серьёзную литературу):

17 сентября 1939 года Красная Армия заняла город и замок без единого выстрела. Находившиеся в замке Радзивиллы были арестованы и вывезены в Москву, но в 1940 году благодаря вмешательству итальянских аристократов им было позволено выехать в Италию, а оттуда — в Англию. После установления советской власти находившиеся в замке ценности были разделены и переданы различным музеям и учреждениям АН БССР, а само здание замка передано автодорожному техникуму.

Во время Великой Отечественной войны замок практически не пострадал. 28 июня 1941 г. в нём располагался штаб немецкой 2-й танковой группы генерала Гудериана.

Во времена СССР в комплексе располагался санаторий "Несвиж", подчинявшийся НКВД/КГБ, затем — Четвёртому Главному управлению Министерства здравоохранения БССР и, наконец, управлению "Межколхозздравница".

После распада СССР комплекс перешёл под опеку Министерства культуры Белоруссии, после чего началась реставрация.

В ходе реставрации выяснилось, что по причине недочётов строителей замка, в частности, из-за избытка дымовых ходов в стенах, кладка стала непрочной; в некоторых случаях пришлось разбирать старые стены.

Завершить реставрацию замка планировалось в начале 2012 года, но реставрация закончилась только летом того же года. Официальное открытие состоялось 20 июля 2012 года.


Так что перед нами — плоды совсем свежей и очень качественной реставрации. Хвала и слава белорусским мастерам, но также и министерству культуры братской республики, которое, в отличие от идеологическо-оптимизаторской конторы г-на Мединского, занимается не разрушением очагов культуры, а их преумножением.

Я не специалист по музейному делу, но, может быть, кто-то подскажет: а где у нас в России за годы путинизма успешно осуществлены подобные проекты? Стрельну и личные дворцы г-на Пу и г-на Ме, чур, не называть: у Стрельны — статус не только музея, но и официальной резиденции, а дворцы народу недоступны, разве что какой-нибудь отчаянный папарации выложит картинки в сеть, чтобы народ подивился наглой роскоши и вопиющей безвкусице чертогов наших властителей.

Ах, да, у нас усердно строят и реставрируют церкви и монастыри, но это же не музеи... С музеями эти милые учреждения воюют как могут. И к туристам относятся не всегда приветливо.

Так что насчёт музеев в дворцах и усадьбах, а? Я в ЖЖ читаю — так вот, у них довольно много точек пересечения. Красивейшие усадьбы 18 — 19 веков по всей России находятся в запустении и разрухе. Некоторые — недалеко от столиц и крупных городов, так что в принципе могли бы стать популярными туристическими объектами.
Пока в них находились советские учреждения (школы, больницы, детдома, клубы), сохранными были хотя бы стены. Сейчас там гуляют ветер, мороз, дикие животные и гоп-компании.

Между тем в маленькой и бедной Белоруссии едва ли не в каждом городке и даже посёлке (вроде Мира) имеется либо замок, либо крепость, либо музей в старинном особняке. И всё это находится либо в прекрасном, либо в приличном состоянии, и работает на благо народа и на благо культуры в целом. В некоторых случаях эти музейные объекты являются, вероятно, градообразующими предприятиями. Интересно, какую долю доходов даёт в городскую казну замок в Несвиже? И скольких местных обеспечивает работой? В то ноябрьское воскресенье группы туристов в 30-40 человек каждая шли с утра до вечера одна за другой с интервалом в пару минут, а то и почти без интервала. В будни, наверное, поток меньше, но всё равно замок не пустует. И для обслуживания всего этого комплекса нужны как специалисты высокой квалификации (искусствоведы, реставраторы, ландшафтные дизайнеры, гиды-экскурсоводы), так и технический персонал (смотрители в залах, билетеры, гардеробщики, уборщики, дворники, и др.).

Экскурсоводы, кстати, в Несвиже отличные. Хотя я, как всегда, часто отвлекалась на фотографирование и отбивалась от группы, я не могла не отдать должное профессионализму и рвению гида. Про всех членов династии Радзивиллов наша гидша рассказывала как про собственных родственников.

Ян Радзивилл, живший в 16 веке; сын князя Николая, прозванного Amor Poloniae — "Любимец Польши"... Любимец у меня вышел плохо, там темновато.


Часть портретной галереи в дубовом зале. Интерьер несколько мрачноват, зато вспоминаешь описания дубовых панелей из каких-нибудь английских романов и понимаешь, почему героям в них иногда становилось как-то не по себе.


Ещё один зал, отделанный дубом, не столь мрачен из-за позолоты, зеркал, узорных обоев, светильников и прочих деталей декора и обстановки.



Потолок восхитителен...



Зеркало над камином и две вазы... Дама в зеркале — это не призрак, а всего лишь я.



Что там за куколки?..
Они изображают дам и кавалеров в парадных костюмах 17 века.
Реконструкция шляхетских костюмов — авторская работа Николая и Елены Байрачных.

Экскурсовод сообщила, что костюм дамы со всеми цацками весил до 20 кг и требовал изрядной выносливости. Быть княгиней — это непросто!




Ещё одна парочка... Там, кажется, девушка одета чуть полегче...





А это реальный князь — Иероним Первый Флориан Филипп Якоб Радзивилл (1715-1760). Очень крутой был дяденька; о нём есть статья в Википедии, при которой воспроизведён снятый мною портрет — в лучшем варианте.


"Иероним Флориан Радзивилл был эксцентричным, окружал себя иностранцами, в основном немцами. Он любил охотиться, играть и веселиться. Он был известен свирепостью и жестокостью в отношении крепостных крестьян и даже дворян. В Бяле-Подляской и Слуцке были построены тюрьмы, в которые мог угодить любой человек, вызвавший гнев и недовольство Иеронима Радзивилла".


Брррр.... А впрочем, почти как у нас.
И тем не менее:

"Основал театры в Бяле-Подляской и Слуцке (1751 год), артисты для которого готовились в специальной школе (первой в Речи Посполитой). Собрал картинную галерею, большую библиотеку, возвел значительные сооружения в своих резиденциях".

А вот тут наши тираны заметно отстают. Кроме "сооружений в своих резиденциях".

Зал советов.



Стол президиума.



Официоз — он и есть официоз, что при Радзивиллах, что при нынешних батьках...

Мне больше по нраву интерьер ампирного зала. Тут я себя чувствую органично. Чёрные одежды — это принципиальная деталь; идучи в музеи, где можно фотографировать, я всегда одеваюсь в чёрное, чтобы не сильно отсвечивать в стекле, закрывающем некоторые экспонаты.


А вот это — совсем "ах"!.. После тёмных дубовых залов с тяжёлыми портьерами — столько света, воздуха, хрусталя, позолоты!



И — путти, путти, путти!


Какой же ампир без ваз с античными сюжетами? Вот они!





Кажется, это уже кульминация визуальных впечатлений, всё, пора наружу...
Ан нет: экскурсия продолжается, впереди ещё много всякого.
Охотничий зал. Очень многим туристам такое нравится. Мне как-то не слишком. Хотя в старину зверей в окрестных лесах было много, а экологов и гринписовцев не было совсем, идея украшать парадное помещение чучелами убитых существ лично мне, дикой хозяйке, кажется весьма дикой.


Но охотничьи инстинкты гомо сапиенс неистребимы. У этих медведей вереницей фотографировались тётеньки из разных туристических групп. Видимо, им было приятно ощущать себя победительницами хищников и виртуальными хозяйками таких трофеев.



Выхода нет?.. Ну как же, выход всегда есть.



И впереди ещё много интересного...


Про это интересное, в частности, про театр Радзивиллов — в другой раз.

cleofide

...   

Читать далее...

Мы — это то, что мы публикуем
Загружайте фото, видео, комментируйте.
Находите друзей и делитесь своими эмоциями.
Присоединяйтесь
Январь 2015
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Подарки

Войти