06:28 17.02.2015
Іван Гонта опубликовал запись

Австрия. Вена. В соборе святого Стефана

Венский собор святого Стефана когда-то был виден практически из любой точки города.
Особенно ясно это видно на старых макетах из музея Вены.




Сейчас он виден не отовсюду — в центре появилось много высоких домов, но всё равно он огромен и колоссален.


Трудно найти точку, с которой можно было бы взять его целиком в кадр.
Приходится снимать по частям, и всё равно части не лезут, выламываются, переплетаются с окружающей средой.


Стефан похож даже не на собор, а на какое-то органическое образование, где ботаника переходит в архитектонику, а фигуры выветривания обрастают птичьими гнёздами, сталактитами, узлами вылезших на поверхность корней...
cleofide


Примерно та же самая площадь — вечером, когда ёлка посреди рождественского базарчика сияет огнями, и становится ясно, что колокольня собора — это тоже, собственно, вымахавшая выше крыши ёлка, ель, елища, а то и вовсе окаменевшее мировое древо.


И вновь — дневные контрасты. Отражения и взаимопроникновения.
Современный монстр из стекла и бетона выглядит куда менее живым, чем древний собор.


Боковой фасад...
Пока я снимала, краем уха слушала русскоязычную экскурсоводшу, очень интересно рассказывавшую маленькой группке (видимо, какой-то эксклюзив) о символике внешнего декора собора. Всё тут не просто так, и даже кажущиеся гротескными фигуры несли символическую нагрузку.


Я, честно говоря, не большой любитель всей этой готики.
И вполне понимаю тех, кому собор святого Стефана не нравится. Снаружи-то он ничего, симпатичный и даже местами радостный (особенно в хорошую погоду).
Отдельный аттракцион — это влезть на башню и любоваться Веной сверху. Я это проделывала в 2008 году, в этот раз повторять не стала — некогда было. Но внутрь зашла. Вдруг, думаю, первые впечатления были обманчивыми?

Нет. Всё равно внутри как-то неуютно и мрачно.
Толпы туристов снуют туда-сюда; пространство для молящихся строго отграничено, так что немалая часть собора туристам оказывается недоступна, даже если нет службы.
Всё темно, холодно, серо, костляво, угрюмо.



Меня, конечно, заинтересовали старинные органы на хорах.
Их, как я поняла, три, один центральный и два по бокам, висящие наподобие ласточкиных гнёзд.
Но услышать их голоса не довелось, и я даже не знаю, функционируют ли они или просто оставлены как украшение.

Между прочим, в год своей смерти Моцарт подал прошение о назначении его исполняющим обязанности капельмейстера собора святого Стефана — безвозмездно, но с тем расчётом, что, когда прежний, совсем старенький и ветхий капельмейстер умрёт, должность с соответствующим окладом досталась бы Моцарту. Увы... Ничего из этого не вышло. В итоге капельмейстером стал Иоганн Георг Альбрехтсбергер (Моцарт, несомненно, порадовался бы за него, поскольку очень ценил его как органиста).





Боковая капелла с жалкими остатками витража и старинным алтарем.
Витражи частично погибли во время войны, а демонтированные ранее хранятся в Музее Вены.
Они были такими... И наши венские классики ещё видели их именно такими, многоцветными, покрывавшими всю плоскость окон.


А теперь тут так — пустовато и аскетично донельзя.




Алтарь очень красивый, но снять ближе оказалось нельзя, туда зевак не пускают.


Вход на кафедру...
У меня было ощущение, как от мёртвого елового леса. В Подмосковье сейчас немало участков, начисто съеденныъ жучком-типографом. Стоят огромные стволы — и ни хвои, ни травы под ними.


В общем, полюбить собор святого Стефана у меня не получалось никак, даже с третьей попытки.
Может, ничего бы и не вышло, если бы не привычка читать объявления.
У входа висело расписание богослужений, весьма и весьма плотное.
Мессы — каждые час-полтора, с утра до вечера. Самое торжественное богослужение — в воскресенье, в 10-15.
Значит, туда мне и надо. Я всегда, бывая за границей, стараюсь сходить на праздничную мессу к католикам или к протестантам; там на таких, как я, не смотрят косо.


И — вот радость — 23 ноября на праздничной службе предстояло исполнение мессы Гайдна!
"Месса святой Цецилии" была выбрана, конечно, не случайно (день святой Цецилии — 22 ноября). Правда, на самом деле изначально эта месса так не называлась; она была написана для богородичного праздника в Мариацелльском монастыре и именовалась "Мариацелльской мессой". Но такие тонкости знают только музыковеды, да и то не все, а лишь те, что занимались Гайдном специально. Музыка в любом случае гениальная.


На этом же плакатике — репертуар других праздничных дней Адвента. Увы, мне оставалось лишь облизнуться. Григорианская месса; "Месса в старом стиле" Иоганна Розенмюллера; Месса ми минор Брукнера; Месса на 8 голосов Ханса Лео Хасслера; Месса св. Клары совершенно неизвестного мне Личинио Рефиче...
Но с Гайдном-то как повезло! Вечером накануне — "Сотворение мира" в Петерскирхе, утром — Мариацелльская месса, а потом ещё я взяла билет на "Времена года" в Музикферайне.

Нужно сказать, что солнечным воскресным утром собор выглядел внутри совершенно иначе.
Солнце освещало всю эту угрюмую костлявую готику, а вдобавок горели лампочки в канделябрах, и сразу становилось радостно.




Памятуя о столпотворении в Петерскирхе, я, как и многие другие энтузиасты, пришла пораньше, чтобы занять место. Но тут было по-другому: поскольку мессы шли нон-стоп, то пришлось ждать.
Утром служили мессу для детей. И первое, что я услышала, войдя в собор, это развесёленькую песенку с припевом "Ла-ла-ла, ла-ла-а"... Пел священник, детки подпевали, органист играл сопровождение. Ну, а кто сказал, что церковная музыка обязательно должна быть мрачной и унылой?..

Наконец, детская месса завершилась, и нас запустили внутрь, мягко увещевая, чтобы мы не слишком суетились — мест хватит решительно всем. Так и вышло; внутреннее пространство Стефана намного больше, чем в Петерскирхе.

Поскольку меня музыка интересовала гораздо больше самой службы, я села поближе к органу, расположенному в правом нефе.




По сравнению с гигантскими параметрами собора, орган кажется небольшим, но это иллюзия. Он достаточно звучен, богат регистрами и включает в себя всё, что нужно.
Совсем близко подойти оказалось невозможно, но диспозицию я засняла. Профи могут оценить.
С пульта органиста, разумеется, совершенно не видно, что происходит у алтаря, и для этого существует монитор. Очень удобно. Раньше, я помню, эту роль выполняло банальное зеркало.




Соборный органист Эрнст Валли — герой и труженик.
Чтобы исполнять все возложенные на него обязанности, нужно обладать не только безупречным профессионализмом, но и завидной физической формой. Ведь между мессами — никаких перерывов. А во время мессы приходится неоднократно перемещаться от большого органа к позитиву. Это уже не грани спорта.


Позитив — в то же правом нефе, но чуть ближе к алтарю. На нем играется бассо континуо.
Поскольку Мариацелльская месса — одна из ранних у Гайдна, континуо там выписано весьма подробно. Пахать приходится почти безостановочно.


Поглядев на фото органиста в профиль, я вдруг поймала себя на мысли, что он похож на... Габсбургов. Императора Иосифа, эрцгерцога Карла или кого-то ещё из этой династии. Нет?..


(Император Иосиф II, с портрета работы Фюгера в Музее Вены)

Поскольку органы расположены в правом нефе, то и капелла может располагаться только тут.
Наверное, мне нужно было сесть поближе к позитиву, но переменить место было уже неудобно, пришлось бы тревожить множество людей. Поэтому капеллу я снимала как-то наискось.



В соборе, естественно, холодно, поэтому музыканты — в куртках, пальто и пуховиках.


Из солистов лучше прочих были сопрано Мелани Хирш (на предыдущем фото у микрофона) и тенор Даниэль Йоханнсен.



Всё-таки я лишний раз убедилась: нигде не относятся к музыке так, как в Вене. Ведь фактически именно музыка Гайдна была главным событием в этом богослужении, и ровно никого это не смущало, — напротив, все были совершенно счастливы.

Напоследок — историческая картинка.
Рудольф фон Альт, Собор святого Стефана (1834). Из Музея города Вена.
Всё узнаваемо, но сейчас уже так не снимешь.

...   

Читать далее...

Мы — это то, что мы публикуем
Загружайте фото, видео, комментируйте.
Находите друзей и делитесь своими эмоциями.
Присоединяйтесь
Февраль 2015
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28

Подарки

Войти