17:06 18.01.2017
Виктор Старков опубликовал запись

Партизанский "Левша": как советский партизан Тенгиз Шавгулидзе придумал "чудо-оружие"

Тенгиз Шавгулидзе – партизан-изобретатель Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны в тылу врага действовали многочисленные партизанские отряды. Они наносили большой вред неприятелю: убивали солдат, подрывали склады и поезда. В одном из таких отрядов был Тенгиз Шавгулидзе, прославившийся как изобретатель «чудо-оружия».

Тенгиз Шавгулидзе в 1941 году. | Фото: vsr.mil.by.

Тенгиз Шавгулидзе в 1941 году. | Фото: vsr.mil.by.


Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе родом из Кутаиси (Грузия). До войны он работал на железной дороге, получил образование инженера. С 1939 года лейтенант Шавгулидзе служил в железнодорожных войсках. Начало Великой Отечественной войны он встретил в действующей армии, воевал на территории Украины, был ранен и попал в плен.

Летом 1942 года Шавгулидзе бежал из немецкого плена и вступил в партизанский отряд в окрестностях Минска. Благодаря густым лесам, партизаны Беларуси могли активно действовать. Они нанесли огромный ущерб врагу. За годы войны они пустили под откос 11128 военных эшелонов, убили или ранили 500000 солдат врага, уничтожили 18700 автомобилей, 1355 танков и бронемашин, 305 самолетов. А нарушение транспортной связи немецких войск с Германией внесло большой вклад в победу Красной Армии во многих битвах Великой Отечественной войны.

«Клин Шавгулидзе», с помощью которого партизаны пускали поезда под откос. | Фото: vis0tnik.livejournal.com.

«Клин Шавгулидзе», с помощью которого партизаны пускали поезда под откос. | Фото: vis0tnik.livejournal.com.

Немецкий эшелон, пущенный под откос партизанами. | Фото: livekuban.ru.

Немецкий эшелон, пущенный под откос партизанами. | Фото: livekuban.ru.



Зимой 1942-1943 гг. Тенгиз Шавгулидзе придумал специальное устройство, с помощью которого можно было пускать составы под откос даже без взрывчатки. «Клин Шавгулидзе» устанавливался на рельсы всего за пару минут. Вражеский поезд наезжал на него передними колесами, скользил по косой рейке и уходил с рельс. Чем быстрее при этом ехал поезд, тем большей была катастрофа. Устройство оказалось столь простым и эффективным, что его чертежи распространили по всем партизанским отрядам.


Ремонт оружия в кустарной оружейной мастерской у партизан. | Фото: vsr.mil.by.

Ремонт оружия в кустарной оружейной мастерской у партизан. | Фото: vsr.mil.by.

Засада советских партизан. Вражеский поезд встречают в подожженном лесу. | Фото: forums.drom.ru.

Засада советских партизан. Вражеский поезд встречают в подожженном лесу. | Фото: forums.drom.ru.



Из-за нехватки оружия и боеприпасов партизаны имели ограниченные боевые возможности. И снова партизан-изобретатель Тенгиз Шавгулидзе нашел выход. Он научился делать гранаты из обрезков водопроводных труб, самодельной взрывчатки и бикфордова шнура. Их мощность превосходила силу взрыва обычных, заводских изделий. К концу года у партизан в Минской области было уже более 7 тысяч таких гранат, с помощью которых они громили нацистов.

Гранатомет ПРГШ-1, собранный «на коленке» в 1943 году. | Фото: tehnowar.ru.

Гранатомет ПРГШ-1, собранный «на коленке» в 1943 году. | Фото: tehnowar.ru.



Следующим, и самым эффективным изобретением Шавгулидзе стал настоящий гранатомет, ПРГШ (партизанский ружейный гранатомет Шавгулидзе). Изобретательный оружейник на обрезанную винтовку Мосина, знаменитую «трехлинейку», привинтил гильзу от снаряда калибра 45 мм. В нее заряжалась граната собственной конструкции. При стрельбе холостым патроном граната пролетала до 300 метров и взрывалась возле врага. Подобная конструкция не нова, но именно Тенгиз Шавгулидзе научился делать такое оружие буквально «на коленке». Оружие массово применялось партизанами в боях и наводило панику среди вражеских солдат, не готовых к такому.

Советские партизаны минируют рельсы. | Фото: defendingrussia.ru.

Советские партизаны минируют рельсы. | Фото: defendingrussia.ru.


В условиях недостатка взрывчатки и боеприпасов эффективные изобретения партизанского «Левши» оказали большую помощь партизанам Великой Отечественной войны. За свой вклад в Победу талантливый подпольщик награжден орденами и медалями, а после войны он продолжил работать на железной дороге и в московском метро.
Источник: http://www.kulturologia.ru/

Голосовать +6
Просмотров: 333
Адрес записи: 
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

2
Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Подарки

Войти